Машины и алгоритмы продолжают завоевывать компании — и работодателям и работникам приходится искать способы адаптации к новым условиям. Автоматизация уже не является идеей из фантастических книг и прогнозов футурологов: по данным McKinsey Institute, половина задач, которые выполняют сейчас люди в организациях, может быть автоматизирована с помощью уже существующих технологий. Однако мало кто готов к таким изменениям.
Уже сейчас существует значительный разрыв между тем, что люди умеют, и теми компетенциями и навыками, в которых нуждается бизнес. А когда автоматизация и искусственный интеллект станут еще более распространенными, этот разрыв может превратиться в катастрофу. Формальное обучение, которое предлагают компании своим работникам, не может справиться с подобным вызовом. Его недостаточно, чтобы подготовить людей к будущему.
Идея «переобучения», получение новых навыков вместо устаревших — тоже не выход из ситуации. Такие шаги являются чем-то эпизодическим, вроде «тушения пожаров», и вряд ли могут радикально исправить положение. Гораздо эффективнее концепция обучения на протяжении жизни (lifelong learning) — она означает определенным образом изменить свое мышление, чтобы двигаться в одном ритме с миром.
Что может сделать компания для того, чтобы помочь людям оставаться полезными для нее (и востребованными на рынке труда) как можно дольше?
Прежде всего, нужно изменить подход к обучению. Немало организаций обучают людей так же, как еще 30 лет назад учили детей в школах. Однако обучение взрослых имеет существенные различия. Например, исследования показывают, что отношения с другими помогают обучению, стимулируя парасимпатическую нервную систему. Итак, обучение в группах может быть более эффективным, чем самостоятельное.
Учебные курсы являются полезными, когда они приспособлены к конкретным ролям и проводятся тогда, когда это необходимо для развития карьеры работника. Тем не менее, во многих компаниях обучение до сих пор происходит по календарю, общему для всех.
Компании сегодня могут экспериментировать с цифровыми технологиями, такими как виртуальная или дополненная реальность. Например, проводить короткие (15-30-минутные) учебные сессии для работников. А искусственный интеллект позволяет сделать обучение более гибким.
Читайте также: Дополненная и виртуальная реальность в городах: как они помогают жителям?
С помощью больших данных можно оценить опыт, который получают работники во время учебы. Скажем, маркетологи уже давно пользуются аналитикой данных, чтобы определить — когда клиенты чаще всего открывают рекламные письма, насколько долго их читают и т.д. Корпоративные учебные программы также должны собирать и обрабатывать данные.
Исследования показывают, что страх неудачи может блокировать нейронные пути, которые важны для обучения. Поэтому организациям нужно пересмотреть свою политику оценки эффективности обучения: тесты могут быть слишком стрессовыми для людей. Лучшие учебные среды, по мнению многих исследователей, — в первую очередь обеспечивают поддержку работникам.
И, наконец, важную роль в обучении людей имеют руководители компаний. Именно с них должна начинаться трансляция идеи об обучении в течение жизни. Один из базовых принципов обучения говорит:
люди учатся тому, чему хотят научиться. Поэтому лидеру необходимо рассказывать работникам о том, зачем нужно продолжать обучение в течение всей жизни. И, конечно, воплощать концепцию lifelong learning самому — демонстрируя, что это не абстрактная идея, а вполне конкретные действия.