Соучредитель и технический директор Инновационного центра Fetch.AI со штаб-квартирой в Кембридже Тоби Симпсон объяснил — каким потенциалом обладают современные мобильные платформы, и как новейшие технологии изменяют нашу жизнь.
Еще пять лет назад транспорт и мобильность были простыми понятиями. Вы управляли своим автомобилем, используя навигационные подсказки мобильного приложения на вашем смартфоне, в случае необходимости использовали другие виды транспорта, но все решения о маршруте попадания из точки А в точку Б выполняли «вручную». Однако, времена меняются очень быстро, цифровые технологии стирают барьеры между различными видами транспорта, и разработчики переосмысливают само понятие «мобильность».
На выставке CES 2019 немецкий концерн Bosch презентовал концепцию для автономных электрических шаттлов. Уже в ближайшем будущем пассажиры получат возможность управления своими передвижениями при помощи программной платформы с доступом через приложение для смартфонов. Программе придется решить сложную задачу: спланировать оптимальные маршруты всех пассажиров, учитывая личные потребности каждого из них, дорожную ситуацию, и еще целый ряд сопутствующих факторов, и все это полностью в автоматическом режиме.
Читайте также: Последние новости с CES 2019: роботы атакуют
Мы видим, что автоматика заменяет человека в целом ряде решаемых задач:
- Планирование поездки — для пассажира нет необходимости составлять и обдумывать маршрут, нужно просто указать начальную и конечную точки.
- Управление транспортным средством — передвижение происходит в беспилотном режиме, человеку отводится роль пассажира.
- Владение личным автомобилем перестает быть необходимостью — в любое время и в любом месте современной городской агломерации вы имеете возможность с удобством воспользоваться общественным транспортом.
- Обслуживание клиентов происходит централизованно — уходит в прошлое привычка «ловить такси» на улице.
- Оплата — безналичная, в автоматическом режиме, используя приложение на смартфоне.
- Заправка и страховка — эти понятия останутся заботой транспортных компаний, физические лица могут об этом вообще не думать.
В данный момент мы с нетерпением ждем изменений в законодательстве, которые послужат мощным толчком развития автономного общественного транспорта. Уже в январе 2019 года Комиссия по законодательству Великобритании должна обсудить поправки в законе об общественном транспорте, разрешающие отказаться от фиксированных маршрутов, и допускающие оперативные изменения на пути следования автомобилей с пассажирами.
Взрывной рост технологий
Наши дороги в настоящее время сильно перегружены, и использование инновационных технологий для поиска оптимальных маршрутов движения способно решить эту проблему.
С технической точки зрения сейчас как-раз наступает удобный момент объединения последних достижений в областях искусственного интеллекта, интернета вещей и технологии «блокчейн» в единое целое, и это объединение способно поднять отрасль автономного транспорта на новый уровень своего развития.
Многочисленные камеры, сенсоры и датчики на дорогах генерируют огромные объемы информации, которые обрабатываются в режиме реального времени при помощи технологии больших данных, платформы с использованием блокчейн обеспечивают безопасное и надежное хранение этих данных — и все это связанное воедино позволяет искусственному интеллекту решать самые сложные задачи оптимизации беспилотного трафика на дорогах.
Роль блокчейн смарт-контрактов в оптимизации мобильности
Смарт-контракты — это компьютерные программы, которые позволяют разработчикам использовать потенциал базовой инфраструктуры технологии блокчейн.
Концепция протокола для облегчения и обеспечения выполнения условий контракта существует с 1996 года, а совсем недавно была инициирована сообществом Ethereum. На сегодняшний день смарт-контракты использовались для автоматизации относительно простых задач, например, для расчета денежной компенсации при страховании ответственности за задержки рейсов.
Однако, возможности смарт-контрактов выходят далеко за рамки такого простого использования, и способны обеспечивать решения гораздо более сложных задач.
В настоящее время разрабатывается расширение первоначальной концепции смарт-контрактов, получившее наименование «Синергетические смарт-контракты», с помощью которого можно обеспечивать децентрализованные решения сложных проблем координации, и оптимизировать такие важные процессы, как доставка различных грузов, или автономная маршрутизация движения транспорта.
Сервис Uber Car pool, но только без Uber?
Известный сервис Uber Car pool представляет собой отличный пример централизованной системы, обеспечивающий координацию совместных пассажирских перевозок. В рамках этого сервиса пассажиры имеют возможность воспользоваться транспортным средством, которое следует по нужному им маршруту движения.
Экосистема включает огромное количество направлений, алгоритм Uber рассчитывает и планирует оптимальный маршрут для каждого автомобиля на основании потребностей пассажиров, и это позволяет повысить эффективность таких совместных перевозок.
Читайте также: Автономная мобильная гостиница — революция путешествий?
Но что, если сделать этот сервис децентрализованным? На сегодня есть главная проблема, препятствующая этому — современная система смарт-контрактов просто не предназначена для решения данной задачи.
Каждое транспортное средство рассматривается отдельно от всех прочих, и оптимальные маршруты выстраиваются без участия всех автомобилей, как единой системы. И в этой ситуации способны помочь синергетические смарт-контракты, разработанные как-раз для таких случаев: данная технология учитывает координацию между всеми сторонами.
Хитрость заключается в том, как объединить всех заинтересованных участников, и обеспечить максимальную взаимную выгоду всех сторон от этого союза.
В рамках синергетического смарт-контракта, в решении задачи принимают участие много исполнителей — «майнеров», которые конкурируют между собой в целях предоставления лучшего алгоритма решения проблемы.
Исходные данные включают местонахождение всех транспортных средств, пассажиров, конечные точки их маршрутов, а также дополнительную информацию, которую предоставляют заинтересованные участники этого процесса. Предварительно все стороны вносят небольшой взнос для формирования контракта, величина которого зависит от его сложности. Эти сборы обеспечивают вознаграждения для майнеров, предложивших лучшее решение.
Таким образом, возникает мотивация всех участников процесса: пассажиры получают возможность быстро добраться до нужного пункта назначения, компании-перевозчики получают оптимальный алгоритм регулирования движения их транспорта, а майнеры — вознаграждение за расчет оптимального маршрута.
Децентрализованные платформы, обеспечивающие решение проблемы мобильности на отдельных участках, способны сработать гораздо более эффективно, чем их сегодняшние централизованные системы, и в конечном итоге помочь решить главную проблему — обеспечить полную оптимизацию движения беспилотного общественного транспорта в наших городах.