Мы много слышим о будущем транспорта: о беспилотных автомобилях, перевозящих людей и грузы по нашим дорогам, автопилотах, управляющих самолетами в небе, и даже космических станциях, которые пилотирует автоматика.
Однако, давайте вспомним, что около 90% всех товаров перевозится морским транспортом. Перспективы судоходства имеют огромное значение в мировой экономике, почему же его развитию уделяется гораздо меньше внимания?
Огромные масштабы морских перевозок порождают многие проблемы. К примеру, судоходство является одним из основных источников загрязнения атмосферы Земли: около 90 000 морских судов бороздят просторы мирового океана, выделяя в атмосферу три процента от общей цифры выбросов двуокиси углерода (может показаться, что это немного, однако это количество сопоставимо с пятью странами, которые занимают печальное первое место по загрязнению воздуха промышленными выбросами СО2).
Еще одна проблема — трудные и опасные условия работы экипажа судов. Работа моряка — одна из самых опасных профессий в мире.
Надежность и безопасность морских перевозок также вызывает нарекания. Вследствие этого усложняются условия ответственности за груз, что приводит к повышению стоимости морских перевозок, и уменьшает их эффективность.
Многие компании, занимающиеся морскими перевозками, задумываются о решении перечисленных выше проблем. Для повышения эффективности, надежности и безопасности морской отрасли нужна автоматизация этого вида транспорта.
В настоящее время самые различные компании, начиная с крупных и известных гигантов, таких как Rolls Royce, и заканчивая небольшими стартапами, разрабатывают автономные решения для судоходства. Кроме этого, ряд компаний изучают вопросы использования альтернативных источников энергии, таких как солнце и ветер, что поможет повысить экологичность перевозки грузов по морю.
Одной из таких компаний является норвежский концерн Massterly, который занят разработкой первого в мире грузового судна-контейнеровоза с нулевыми выбросами в атмосферу. Это судно использует энергию электричества, и не потребует вмешательства человека, то есть будет полностью автономным, включая навигацию, средства связи, швартовку и другие системы. Начало эксплуатации этого революционного корабля запланировано на 2020 год.
Морские профсоюзы уже начали выражать озабоченность о том, что автономные суда вытеснят человека и приведут к потерям рабочих мест. Однако, прогресс остановить невозможно, и разве плохо, что самые трудные, а часто и опасные для жизни и здоровья человека профессиональные обязанности моряков возьмут на себя роботы?